Творчество >> Cочинения учащихся >> Ляпин Евгений


Человек и культура.

Человек и культура - неразрывно связанные понятия. Человек без культуры - не человек, а существо, которое не знает устоев, моралей, элементарной этики современного ему общества. Культура может влиять на человека, зарождать в нем нравственные начала. Человек становится совестливым, он склонен к самоанализу, в нем развивается человеколюбие и собственное достоинство. Человек должен постоянно усовершенствоваться, получать духовное, эстетическое воспитание. О роли культуры немало говорилось в статьях Д. Лихачева, о том, какое влияние она оказывает на человека.

Это влияние не может быть пагубным. Повышая свой уровень культуры, человек осознает, что он должен прожить жизнь достойно.

Однако нравственный облик человека зависит от того, в основном, в каком социальном слое он находится. Люди из "дна" - это люди, у которых нет самолюбия, собственного достоинства, или это самолюбие сильно выражено. Эти люди с болезненным и неестественным самолюбием, в основном, скрытны и мстительны. Это ярко выражено в произведении М. Горького "На дне". В этом произведении показан дикий мир "дна", мир крайностей, противоречий. Его герои без зазрения совести могут убить человека для достижения своего материального благополучия. Им нечего терять, их цели примитивны и низки.

Образы людей "подполые" очень точно показаны во многих романах Достоевского. Родион Раскольников, герой романа "Преступление и наказание", согласно которой ему предстоит испытание для осмысления своего места в мире. Его мир делится на сильных личностей и существ, не имеющих имени и права жить. Раскольников должен убить человека, Так как сильная личность, по его мнению, может преступить закон. Человек с высокой нравственностью ужаснулся бы таким мыслям. Нельзя убивать человека, каким бы он ни был. Это просто не вписывается в простейшие законы устройства общества, в условия его существования. Раскольников все же не совсем потерянный человек, душа его пылает от раздирающих его внутренних противоречий, он сознается , не выносит внутреннего давления, постоянного самоанализа, он подсознательно чувствует нелепость своей идеи. В нем победили душа и здравый смысл. В нем победил человек. Но все-таки есть бездушные люди, которые потеряли облик человека. Это подтверждается тем, что в нашей стране царит разруха, произвол, беспорядок, из года в год совершается множество тяжких преступлений. Постоянные войны происходят тоже из-за недостатка культуры. То есть люди не очень заботятся о своем нравственном воспитании. Человек должен больше читать, постоянно усовершенствоваться в плане образования. Личность должна развиваться, получать духовное воспитание. В России в этом столетии было много преобразований в области культуры, но, в конечном счете, это мало повлияло на духовность современного человека В эпоху Сталина в человеке искоренились нравственные начала, насаждалась идеология, культ личности, как и в последующие годы, Идея всеобщего равенства привела к тому, что были загублены многие таланты. Нельзя не упомянуть здесь творчество Булгакого, Солженицына, Шаламова и других. Булгаков очень трагично воспринимал действительность, не видел положительного, но его можно понять, ведь на него была устроена самая настоящая травля. Он практически оказался без работы и средств к существованию. Его книг боялись, потому что они хотя и в резкой форме, но все-таки правдиво подмечали минусы общества. В повести "Собачье сердце" главный герой, Шариков, как животным, так и остался. Я думаю, здесь важен не эксперимент, который, в принципе, невозможен. С помощью этой аллегории автор исследует различные слои общества. Например, что же получила интеллигенция, которая всегда первой чувствует необходимость перемен, отдав власть пролетариату? По мнению Булгакого, интеллигенция добивалась лишь того, что после революции к власти пришли Швопдеры и Шариковы, грубые исполнители чужой идеи. В таких условиях не могла развиваться ни .наука, ни искусство, все пришло к запустению. Сатира Булгакова направлена на невежественность людей, которые пришли к власти благодаря тому, что образованные и интеллигентные люди сами решили им ее отдать. А цели пролетариата оказались низкими. Какая бы хорошая ни была идеология, важно то, какие люди претворяют ее в жизнь.

В культуре начала века века происходят глубокие преобразования, появляются новые стихи и направления в литературе. (акмеизм, футуризм, символизм и др.). Появляются новые талантливые поэты: Ахматова, Блок, Гумилев, Сологуб, Маяковский. Затем наступает переломный момент в искусстве. Возникает направление, основанное на новом мышлении ( соц. Реализм). Наступает эпоха давления на личность, эпоха догм и заказов. Человек не имеет возможности развиваться, искать какие-то свои, новые пути (допустим, что в искусстве). Отпечаток сталинщины остался на нашем обществе по сей день. Мы еще не освободились от "совкового" мышления, которое заложено в нас предками.

Я думаю, что необходимо моральное очищение человека. Человек должен выйти на путь осознания себя как личности. Я считаю, что еще не начался период нравственные преобразования личности - той личности, которую так выкорчевывал из нас Сталин.

Наверное, корень всех проблем, в основном, в нашей общей малообразованности и бескультурий. Необходимо нравственное раскрепощение личности, а это может произойти только за счет повышения уровня культуры, образования.

Сейчас Россия находится на пересечении путей развития. Но все-таки я склонен считать, что наша страна встает на путь демократизации, нравственного обновления человека. Я верю в то, что Россия "воспрянет ото сна", возрадится.


Назад