Творчество >> Cочинения учащихся >> Першина Татьяна


Рецензия на произведение современной русской литературы. (по роману " Мастер и Маргарита")

Прочитав роман Михаила Афанасьевича Булгакова " Мастер и Маргарита" , понимаешь, что вещь это совершенно необыкновенная и ни с чем не сравнимая. С первых строчек окунаешься в мир полуреальности, но в то же время нет даже сомнений в том, что все вышеописанные события действительно имели место в жизни Москвы тридцатых годов. Необычное художественное построение произведения - роман в романе - тоже придает ему неповторимость и особую привлекательность.

Яркие образы героев, их особое назначение никого не оставят равнодушным. Вечные темы, которые затрагивает автор в романе, волновали людей издавна. Что такое добро? Что такое зло? Что такое любовь? Что будет после смерти?

Самым ярким героем является, несомненно, Воланд. Он играет особую роль в романе, является вершителем правосудия, указывая простым смертным их ошибки, их грехи и дает возможность одуматься, изменить свою жизнь. Дьявол вызывает симпатию и уважение. Творя зло, как кажется на первый взгляд, он делает добрые дела, наказывает виновных и помогает обиженным. Эпиграф к произведению четко показывает назначение Воланда в романе, миссия, которую он пытается выполнить в Москве, велика и имеет огромное значение. Но к концу произведения становится ясно, что ничто и никто не способно изменить мир. Человеческая сущность не изменилась за тысячелетия. Зло всегда существовало и будет существовать, но также будет на свете и добро, чтобы противостоять ему.

Одновременно с описанием Москвы идет описание древней Иудеи. Образы Понтии Пилата и Иешуа Га - Ноцри тесно связаны с московскими обывателями. Кажется сквозь века воскресли эти люди: еще один Иешуа, мастер, и множество понтиев пилатов. Люди без чести и совести, жадные до денег и власти они исчезнут, в земной жизни так много соблазнов, а получить иногда это можно только нечестным путем, прибегая к лжи, предательству, измене. Поступившись однажды своими принципами, нейдя на сделку со своей совестью, человек не сможет отказаться от этого в другой раз. Легкая нажива и сладкая жизнь быстро затягивают, и остановиться будет не так - то легко.

Воланд посетил Москву именно для того, чтобы помочь людям вовремя одуматься, изменить себя, задуматься о вечном : добре, зле, любви, смерти. Что ждет нас там, в ином мире? Любой законченный атеист в глубине своей души немного верит в праведный суд и, конечно, боится того дня, когда, возможно, придется отвечать за свои деяния. А этот суд рано или поздно наступит, это будет суд совести, суд в самом себе. Раскаяние может мучить гораздо сильнее, чем физическая боль. Наказание Понтия Пилата является ярким тому примером. При луне ему нет покоя, а когда он спит, то видит одно и то же - лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га - Ноцри, потому, что, как он утверждает, " он чего - то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана". Понтий Пилат теперь более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу. Он утверждает, что охотно бы поменялся своей участью с оборванным бродягой Левием Матвеем.

На протяжении всего романа Воланд показан философом. Его мысли и изречения необычайно точны и актуальны на все времена. Он указывает на ошибки и заблуждения, но люди не прислушиваются к нему. Михаил Александрович Берлиоз, например, был уверен , что человек сам строитель своей судьбы. Он совершенно точно уверен, что если ему и упадет на голову кирпич, то это будет лишь несчастным стечением обстоятельств. Но кто-то же управляет всеми этими обстоятельствами и случайностями! Значит существует какая-то высшая сила, значит человек не властен над своей судьбой. Булгаков пытается показать, что существует высший суд, высшая справедливость, и всем будет дано по заслугам. Воланд встречается с Берлиозом уже после смерти последнего и спрашивает его о том, кто из них двоих оказался прав. "Все сбылось, не правда ли?- продолжал Воланд, глядя головы, - голова отрезана женщиной, заседание не состоялось, и живу я в вашей квартире. Это - факт. А факт - самая упрямая в мире вещь ." Михаил Александрович Берлиоз был горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие. Воланд признал эту теорию солидной и остроумной, хотя и доказал совершенно обратное. Он утверждает, что теории стоят одна другой, и есть среди них такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Философская мысль Воланда: "Все будет правильно, на этом построен мир,"- как нельзя лучше отражает законы жизни и, возможно, дает какую- то надежду.

Главным героем романа является также мастер. У этого человека нет какого-то другого имени, кроме того, которым назвал его автор. Вся его суть в том, что он, действительно, мастер своего дела, посвятивший всю свою жизнь созданию одного гениального произведения. Воланд был искренне удивлен и восхищен тем, что мастер, не присутствуя при событиях в Иудее, тем не менее с такой точностью описал все, что там происходит. Только поистине талантливый человек, имеющей дар свыше, мог создать подобное произведение. Этот человек необычен, и именно поэтому его не принимают в обществе. Критики и литераторы, видя гениальность мастера, попросту испугались его, и единственным их оружием против него может быть неприятие его романа-дела всей его жизни. Страх мастер внушает тем, что он может многое рассказать, он знает истину, которую не дано понять бездарным критикам, получившим признание в таком же бездарном обществе. Являясь положительным героем, мастер все же совершает грех, и этот грех один из наиболее тяжких. Он сдался, предал свое творение, сжег бесценные рукописи и, таким образом, решил уйти от проблем, найти покой и счастье. Но оказалось, что, рукописи не горят, истинные ценности вечны. Воланд не может наградить мастера бессмертием, так как грех все же совершен.Мастер получает покой и тишину, а именно этих вещей ему и не хватало в жизни для того, чтобы дождаться того часа, когда люди исправятся, поймут истинное добро и призовут его обратно.

Тема любви тоже нашла место в романе. Любовь и жизнь, на мой взгляд, понятие неразделимое, без одного не может существовать и другое. Во многом помогает мастеру и Маргарита, она поддерживает в нем веру даже тогда, когда все отвернулись от него, она уходит из хорошего дома, от обеспеченной жизни в подвал и, как не странно, именно там находит свое счастье. Еще одна мысль Воланда: "Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит"-говорит о неписаных правилах жизни. Человек, способный пожертвовать всем ради любимого, достоин, на мой взгляд, глубокого уважения и признания. Пройдя множество испытаний, мастер и Маргарита остаются вместе, их любовь прошла через все преграды, и теперь они получили в на награду покой и счастье. "Слушай беззвучие, - говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, - слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, - тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дан в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он поднимается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты будешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я".

Михаил Афанасьевич Булгаков хочет также о своем романе о величайшей человеческой добродетели - способности пронзать и сострадать. Этими важными качествами обладает и главный герой романа - мастер и Маргарита. Милосердие и доброта спасут мир.

Читая роман, переносишься то в Москву тридцатых годов, то в древнюю Иудею, чувствуешь ту атмосферу, в которой происходили описываемые события, ощущаешь присутствие уже полюбившихся героев. От романа веет сказкой, но в то же время кажется, что все события реальны. Тонкий юмор, сатира никого не оставят равнодушными. К положительным героям сразу проникаешься симпатией, а отрицательным искренне сочувствуешь, хотя порой ситуация, в которые попадают Варенуха, Степа, Лихадеев, Бездомный и другие, вызывают улыбку. Роман написан лёгким, доступным языком, но в то же время многие фразы, мысли, высказывания заставляют задуматься. Необыкновенное описание среды, героев, событий буквально завораживает.

"И, наконец, Воланд летит в своем настоящем обличье. Маргарита не могла бы сказать, из чего сделан повод его коня, и думала, что возможно, что это лунные цыпочки из самый конь - только глыба мрака, и грива этого коня - туча, белые пятна звезд."

Эта книга может стать одним из учебников жизни.


Назад