Творчество >> Cочинения учащихся >> Харченко Анна


Я хочу рассказать вам о книге...

Мы в школе изучали много хороших произведений. Из школьного курса мне понравилось почти всё, но из этого многообразия выделяется один роман, который я запомнила больше других,- это книга Михаила Афанасьевича Булгакова " Мастер и Маргарита". О ней я хочу вам рассказать.

Почти все последние годы своей жизни Михаил Булгаков писал роман " Мастер и Маргарита". В этот период определяется его центральная художественная тема: борьба добра и зла. В книге " Мастер и Маргарита" эта тема прослеживается очень чётко. В романе происходит столкновение двух сил: дьявола со своей свитой и мелких людишек, населяющих Малые Садовые, Бронные и другие улицы.

В книге параллельно друг другу проходят две сложные темы: тема очищения мира дьяволом от жалких, ничтожных людишек и тема жизни и гибели Иисуса Христа (в романе его имя Иешуа Га-Ноцри). Когда в начале книги дьявол Воланд приходит в наш мир, он встречается на Патриарших прудах с Иваном Николаевичем Понырёвым, поэтом, пишущим под псевдонимом Бездомный, и Михаилом Александровичем Берлиозом, председателем правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращённо именуемой МАССОЛИТ. Михаил Александрович и Иван Николаевич не верят в бога и отрицают существование дьявола. Как впоследствии скажет Воланд о "бедном мальчике" Иване Бездомном: "Он чуть меня самого с ума не свёл, доказывая, что меня нет". В то утро Берлиоз по предсказанию дьявола погибает, а Воланд со свитой поселяется в его квартире ╧50. С этого дня в городе Москве створиться что-то странное. Воланд разоблачает, сводит с ума, сажает в тюрьму многих изворотливых начальников МАССОЛИТа.

Со страницами этого романа мы можем перенестись в далёкое прошлое, где пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат отдаёт приказ казнить Иешуа Га-Ноцри. Как человек Пилат не хочет казни Иешуа, но как прокуратор её утверждает. В книге можно отметить сходство между бедным Мастером, который по прихоти Воланда попал в психбольницу, и Иешуа Га-Ноцри, который по воле Понтия Пилата был казнён.

Роман Булгакова поражает своей многожанровостью, многоплановостью. В романе юмористичная фигура кота Бегемота стоит рядом с исстрадавшимся в сумасшедшем доме Мастером. В каждом из булгаковских героев добро противопоставлено злу. Это противопоставление мы видим как в великом Воланде, так и в прекрасной Маргарите.

А Маргарита, самая яркая, блистательная и положительная героиня романа, летает над бульварами Москвы на половой щетке, крушит оконные стекла, мстит ничтожному критику Латунскому, выливая ведра воды в ящики его письменного стола; ведь это именно возлюбленная Мастера запускает "острые когти" в ухо Бегемоту, просит Воланда превратить домработницу Наташу в ведьму. Трудно найти в мировой литературе подобное смешение стилей. Такой милый образ Маргариты навеян Булгакову его женой - Еленой Сергеевной, она была истинной сподвижницей в нелёгком труде писателя.

В книге есть два противоположных полюса: "обыкновенные люди", такие, как Римский, Стёпа Лиходеев, Варенуха, но не такие, как Мастер и Воланд и его свита: Коровьев, кот Бегемот, Азазелло, Гелла. Кот Бегемот комичен даже только потому, что кот, хоть и очень умный, находится в свите дьявола. В характеристику Коровьева можно подобрать следующие эпитеты: хитрый, но обходительный, рыжий, умный. Гелла - помощница Воланда. Но и ей в романе отведена своя особая роль. После прочтения романа у меня появилось ощущение, что у Булгакова нет второстепенных героев, каждому отведена своя, по-особенному важная роль. Азазелло - один, как мне кажется, из независимых подчинённых Воланда. Он делает, что хочет, когда хочет и не боится последствий - как и они все.

B романе фантастическое и реальное так быстро сменяют друг друга, что начинаешь сомневаться: "Может, такое осуществимо на самом деле? Может, возможны похождения Коровьева и Бегемота, справидливый суд сатаны?" "Рукописи не горят", - сказал один из героев романа, и это правда, так как Булгаков тоже пытался, как и Мастер, сжечь свой роман, но он помнил его наизусть, роман был восстановлен, и ещё множество поколений будут читать и восхищаться этим произведением.Роман "Мастер и Маргарита" может вызывать не только положительные эмоции, но он не одного человека не оставит равнодушным.

Неразгаданный до конца роман М.А. Булгакова ясен по меньшей мере в одном: он говорит о вере писателя в торжество творческого начала, о победе добра над злом.

На мой взгляд, роман "Мастер и Маргарита" - очень современная вещь. В ней высмеивается низость мысли и коварство поступков, глупость и безнравственность членов МАССОЛИТа. И Воланд со всей присущей дьяволу жестокостью изобличает все отвратительное в таких людях.

До Булгакова писатели в литературе отвечали на вопросы о России, о жизни, пророчили России будущее, с приходом же в литературу Булгакова открылось новое течение - сатирическая летопись. Мне кажется, произведения, созданные великим литературным гигантом М.А. Булгаковым, немного разбавили ту "историческую литературу", которая создавалась до него.Мне очень нравится роман "Мастр и Маргарита". Многогранность сюжетов, разнообразие великолепно подобранных тем восхищают меня.

У Михаила Булгакова была очень трудная судьба, и то, что он с такой, как мне кажется, неистощимой энергией, таким юмором написал роман, доказывает его жажду заниматься писательским трудом. У Булгакова было бедственное писательское положение, и я ценю его за тот непосильный труд, который он сделал, чтобы такое произведение, как "Мастер и Маргарита", и многие другие: "Белая гвардия", "Собачье сердце", "Дни Турбиных", " Ханский огонь" - жили иоставались в памяти людей на веки.


Назад